НАГЛЯДНОСТЬ

НАГЛЯДНОСТЬ
НАГЛЯДНОСТЬ.
Термин используется в двух значениях:
a) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;
б) как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения). Применительно к обучению языку Н. определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Принято выделять языковую наглядность и неязыковую наглядность. Под языковой Н. подразумевают деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер. В зависимости от характера восприятия окружающего мира различают такие виды Н., как зрительная, слуховая, смешанная, мышечно-двигательная, вкусовая, осязательная. На занятиях по языку первостепенная роль отводится Н. зрительной, слуховой, смешанной (зрительно-слуховой). С точки зрения подачи материала бывает Н. статическая и динамическая. Особым видом динамической Н. является ситуативная Н., или Н. речевых поступков. Наконец, Н. может быть внешней наглядностью (обусловлена процессом восприятия окружающего мира) и внутренней наглядностью (базируется на восприятии образов, хранящихся в памяти – слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает использование на занятиях всех видов Н., что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию соответствующих навыков и умений. Наибольший педагогический эффект Н. дает, если сочетается со словом преподавателя, который организует наблюдение учащихся, тренировку и побуждает их к самостоятельной речевой деятельности. Выделяются следующие функции Н. на занятиях по языку: информирующая (средства Н. используются для введения учебной и познавательной информации); контролирующая (средства Н. привлекаются для самоконтроля и контроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующая (средства Н. помогают при объяснении значений иноязычных слов и грамматических форм); воссоздающая ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания учащимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); стандартизирующая (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); стимулирующая высказывание (средства Н. служат опорой при организации речевого высказывания). В работе по ряду методов обучения (прямому, аудиовизуальному, аудиолингвальному) использованию Н. придается решающее значение. В работе по другим методам (сознательно-практическому, коммуникативному) Н. – вспомогательное средство обучения наряду с другими приемами и средствами. Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Коменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими педагогами.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. . 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "НАГЛЯДНОСТЬ" в других словарях:

  • наглядность — показательность, яркость, четкость, доказательность, очевидность, ясность, вескость, описательность, предметность, убедительность, изобразительность Словарь русских синонимов. наглядность см. убедительность Словарь син …   Словарь синонимов

  • НАГЛЯДНОСТЬ — НАГЛЯДНОСТЬ, наглядности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к наглядный. Наглядность доказательства. Для наглядности надо привести пример. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • НАГЛЯДНОСТЬ —     НАГЛЯДНОСТЬ предъявляемое к научной теории требование, согласно которому предлагаемые ею модели (Картины) изучаемых явлений должны быть непосредственно воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств. Классическая физика открывала… …   Философская энциклопедия

  • наглядность — НАГЛЯДНЫЙ, ая, ое; ден, дна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • НАГЛЯДНОСТЬ — англ. illustrative ness; нем. Anschaulichkeit. По Я. А. Коменскому один из основных педагогических принципов, согласно к рому учебный материал лучше воспринимается учащимся на конкретных примерах. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • наглядность —         НАГЛЯДНОСТЬ характеристика научных знаний, связанная с возможностью представления изучаемых объектов и явлений в образной, чувственно воспринимаемой форме. Стремление к построению «картин» соответствующей предметной области исследования,… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • наглядность — чёткость — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы чёткость EN clarity …   Справочник технического переводчика

  • НАГЛЯДНОСТЬ — 1) свойство психич. образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; 2) один из принципов обучения. При непосредств. воздействии нек рого объекта на органы чувств человека в его сознании …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Наглядность —    1. свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов объектов познания для познающего субъекта;    2. один из принципов обучения.    В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и… …   Педагогический терминологический словарь

  • наглядность — vaizdumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Pedagogikos principas, reikalaujantis mokymą ir auklėjimą pradėti nuo aktyvaus tikrovės objektų ir procesų stebėjimo. J. A. Komenskis reikalavo ne tik pirma parodyti, o paskui įvardyti tai, kas… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»